ВЛАСТЬ... КАК БЫ НЕ УПАСТЬ...



Рискнет ли А. Касьянов изменить систему управления Орлом?

Завершено формирование городского депутатского корпуса. По тому, с какой рьяностью «двинули» в депутаты бизнесмены, уклонявшиеся от налогов, фигуранты уголовных дел, одиозные чиновники и всякого рода сомнительные элементы, невольно вспоминалась цитата из Марка Твена: «Кто такой член конгресса? Это человек, который занимается законодательством в перерывах между отсидками за уголовные преступления».

В городской Совет избрано только 84 процента численного состава депутатов. Но каков колорит! Олигарх-получиновник Владимир Соболев, представляющий губернаторское крыло в городском Совете, подтянул к себе заместителя — Константина Федотова из Фонда поддержки предпринимательства. Оба — распорядители бешеных бюджетных потоков. Экс-мэр Василий Уваров с двумя своими заместителями Вадимом Соколовым и Юрием Тарасовым перешли в представительный орган в лучших традициях преемственности власти. Как, собственно, сохранили мандаты и несколько традиционных депутатов от КПРФ. Бизнесмены разных мастей, давно ластящиеся к «верхам», с потерями, но тоже дошли. Мы еще увидим их вклад в управление городом и сравним к концу депутатского срока их нынешние доходы и бизнес-акватории. Прошли врачи, директора школ и вузов. Остается порадоваться за орловцев, что не стали депутатами «труженики муниципального тыла» Александр Коровин из «Орелэлектротранса» и Александр Никулин из «Водоканала», что сорвалась депутатская карьера у Виктора Найденова из ОПО «Союз Орловщины», что соскочили с дистанции люди с явно замаранной репутацией.

Планида такая или по какому-то невероятному единению душ, но в горсовете уже сформировалась самая крупная фракция «Народный депутат» из 23 человек, а также фракция КПРФ — из восьми. Поясню избирателям, что многие решения горсовета, как и правомочность самих заседаний, согласно уставу, определяются голосованием и явкой в 2/3 голосов, то есть 26 депутатами из 38. Из этого следует, что лобби, на роль которого претендует фракция «Народный депутат», должно объединить 26 избранников. Тогда все решения, что задуманы компанией единомышленников в лице Музалевского, Соболева, Себякина, Уварова, Соколова, будут проводиться в жизнь, как бы ни сопротивлялись и ни задирались депутаты-коммунисты. Пока во фракции лоббистов до «контрольного пакета» не хватает троих человек. Думается, что соперники КПРФ не заставят себя долго ждать и со дня на день перевербуют «шатающихся»: квартиры, трудоустройство жен, образование детей… — вариантов уговорить множество. В планы еще большего укрепления позиций прогубернаторской фракции в горсовете входят и довыборы по пяти избирательным участкам в октябре.

Между красным и черным выигрывает зеро

Итак, мы имеем редкостный политический пасьянс: подчиненный губернатору городской Совет и мэр, за которым стоят коммунисты. Выстроенная «свиньей» и готовая к «бою» фракция «Народный депутат», оперативно и на опережение сплотившая всех, кто называл себя независимыми, поставила крест на иллюзиях орловских избирателей. Все некоммунисты, СЕПРовцы, «единороссы», «яблочники», беспартийные и те, кто с нарушениями на выборах урвал свою победу, и те, кого избрали за либеральные взгляды, демократические принципы, критику власти, за обещания изменений, подобно шарикам ртути, слились воедино — в условно «строевский», точнее, готовившийся под Меркулова блок, оппозиционный «красному». Что будет делать «красный» мэр и долго ли он сохранит этот колер, увидим. Вот уже вброшены в прессу интервью Александра Касьянова об отсутствии обязательств перед коммунистами. Вот уже сам Александр Александрович дарит розы Василию Уварову по случаю избрания того председателем горсовета. А вот и позитивный облик на TV самого «конструктивного» Василия Уварова. Того самого, кто уже после выборов, за те три дня, что новый мэр ходил на митинги, требуя подтверждения полномочий, данных ему тридцатью пятью тысячами орловцев, успел подписать постановления на передачу городских земель, приказы о приеме новых чиновников в штат мэрии и еще много чего успел… Отменит ли Касьянов спешные решения последних уваровских дней? А предпоследних? А давнишних, но явно незаконных? Или?.. Вот уже шумят чиновничьи коридоры от кадровых шагов Касьянова, от того, что малочисленная в горсовете фракция КПРФ принимает активное участие в «дележке» портфелей в органах исполнительной власти.

Заместители мэра, начальники управлений, руководство в унитарных муниципальных предприятиях… Похоже, здесь коммунисты просто желают взять реванш как победители мэрских выборов, невзирая на степень компетентности и профессионализма «своих» кандидатур.

Низы не хотят, а верхи все могут и могут...

Сейчас, когда выборные страсти улеглись, а законодательная и исполнительная власти вынуждены будут выстраивать какую-то общую компромиссную политику, наверно, самое время предложить новому депутатскому корпусу и мэру наше видение решения городских проблем, рассказать о том, за что голосовали мои более чем 15 тысяч избирателей.

По нашему мнению, самое важное, в чем нуждается орловская городская власть, заложено в тезисах президента В. Путина в послании Федеральному собранию: прозрачность деятельности, эффективное и рациональное управление, подотчетность народу, широкое взаимодействие с гражданским обществом.

Действующая кадровая структура мэрии явно загромождена руководителями высших звеньев. Несомненно, для крошечного Орла существование в штатном расписании 11 заместителей мэра — перебор. Равно как странно звучат названия: «управление торговли» мэрии города, где давно уже нет муниципальной торговли, «управление промышленности», когда давно нет муниципальной промышленности, заводов и производств, «управление связи», которое никакой городской связью не управляет. Современный Орел должен иметь новую и эффективную структуру управления, реальное руководство развитием города, а не заниматься собиранием сводок, сбором отчетов и докладов о том, что без всякого участия этой самой мэрии делают строители, производят предприниматели, продают коммерческие структуры. В этой связи, на наш взгляд, неоправданным является механизм управления городом по отраслевому принципу.

Запиши себе названье, чтобы после не забыть…

Полагаем, что схема городского управления должна реализовать для бизнеса реальное «единое окно», а структура штатов и функциональных полномочий формироваться снизу, «от обратного», от качества конечного продукта, от поставленной цели, от итогового результата работы всего аппарата.

Что может быть принято за результативность работы мэрии, какие показатели конечного результата? Это многие параметры. В первую очередь, критерии, прописанные в уставе города, в ведущих социально-экономических показателях развития муниципального образования. Исходить, на наш взгляд, следует из задачи наполняемости городского бюджета. Полнокровный бюджет – это возможности адресных доплат малоимущим, социальные программы, финансирование школ, больниц, милиции, хорошие дороги, ухоженные дворы. А поскольку бюджет наполняется налогами, то следует реанимировать в первую очередь производственный бизнес, поддержать малое предпринимательство и всех тех, кто налогами увеличит городскую казну. А значит, тестом для городских чиновников, критерием их оценки должны стать соответствующие показатели. Например, увеличение числа субъектов предпринимательской деятельности в городе как показатель роста налогооблагаемой базы и увеличение собираемости налогов как показатель эффективного налогового администрирования и мониторинг благоприятных условий для развития бизнеса; динамика среднего уровня жизни горожан как критерий социального благополучия; рост занятости среди группы экономически активного населения.

Перестройку руководства городом следует, на наш взгляд, начинать именно с определения приоритетов: пяти—десяти ключевых задач, абсолютно конкретных, «считаемых» и контролируемых. А сверхзадача должна подчинить себе работу всей пирамиды управления городом, должна быть положена в основу формирования модели городского управления. Какая? Например: уровень жизни, сбор налогов, сокращение безработицы, бесперебойная работа служб энергообеспечения города и т.п.

Кто более матери-истории ценен?

Нужны только те структуры власти, которые эффективны и обеспечивают обратную связь «потребности горожан – власть». Поэтому не отвечает требованиям целесообразности сохранение в нынешнем виде районных администраций. Уже сейчас их руководство Советским, Заводским, Северным и Железнодорожным районами иллюзорно. Они лишены свободы распоряжения бюджетными и внебюджетными средствами, от них не зависимы по закону бизнес-структуры, они напичканы ненужными чопорными службами и по сути выполняют диспетчерские функции сбора, владения и доведения информации. Просто о проблемах, просто о ситуации, просто о чем-то… В свою очередь там плодятся коррупционные отношения, возводятся административные барьеры, разводятся чиновники-посредники. Логичным и оправданным видится упразднение районных администраций и сохранение на административно-территориальном районном уровне лишь подчиненных мэрии структур социальной защиты населения и жилищно-коммунального обеспечения.

Кто шил костюм? – Мы!

Несомненно, «новая метла» — это этап каждого нового руководителя. Особенностью, вернее, обыденностью орловской кадровой политики является заболачивание аппарата старыми кадрами, семейственность, блат и кумовство, консервативное введение новых лиц в старый спектакль чинопочитания и круговой поруки. Мы — за альтернативу и подбор персонала по принципу компетентности и профессионализма и персональной ответственности. Полагаю, что независимо от командной солидарности должности заместителей мэра, начальников управлений должны заниматься по конкурсу. Открытому, объективному, квалифицированному. С тем чтобы отклонить спекуляции о клановости и обязательствах перед сподвижниками, чтобы отсечь приход непрофессионалов, людей с грязными биографиями, тех, кто ставит себе меркантильные задачи. Не менее важно обновить и среднее, и низшее звенья управления. Мы наблюдаем, что кадровый состав мэрии пропах нафталином. При том что орловские вузы выпускают колоссальное число специалистов. Очевидно, что в интересах качества работы следует безотлагательно провести профессиональную аттестацию всех претендентов на должности в органах управления, объявить открытые конкурсы на замещение должностей в органах управления городом. Нужен и мониторинг делового рейтинга чиновников города, независимо от уровня занимаемого поста. Нужна публичная оценка его эффективности, его голосования, его решений, его результативности и профессионализма.

Чтоб мы так жили!

Заоблачные зарплаты руководящих чиновников мэрии следует пересмотреть. Как и отказаться от шабаша с премиями и доплатами «за важность и срочность». Сейчас Министерством финансов России объявлено, что наш регион является грубым нарушителем бюджетного законодательства. Орловская область, лишенная права устанавливать размеры оплаты труда «своим» государственным гражданским служащим свыше, чем они установлены для федеральных чиновников, тем не менее платит «своим» зарплаты, завышенные в 1,7 раза. То же можно отнести и к мэрии, на содержание административно-управленческого аппарата которой уходят сотни миллионов. Между тем другие бюджетники страдают. Если общая просроченная задолженность по заработной плате на 1 марта 2006 года составляет по области 93,9 млн. руб., то только за последний месяц долги по зарплате из местных бюджетов возросли в 2,1 раза.

Мы голосовали за то, чтобы уровень материального обеспечения чиновников был поставлен в зависимость от уровня жизни горожан. Не просто в зависимость от окладов субъекта и федералов, но и от доходов врача, учителя, предпринимателя, стариков-пенсионеров. И если не растут денежные доходы населения, не снижается безработица, негде зарабатывать, нет адресной помощи нуждающимся — таким, как «дети войны», — ни на копейку не должны жить лучше и чиновники. Здесь «слуги народа» должны либо корпоративно работать на результат во благо населения, либо объявить, что продолжится паразитирование, упоение должностями и статусностью.

Кыш, нечистая!

Говоря о базовом приоритете — поддержке налогоплательщика и развитии бизнеса, обобщу ожидания здорового, свободного, активного и инициативного бизнеса. От городской власти ждут снятия административных барьеров и борьбы с коррупцией. Для стабильной экономики уже не надо помогать предпринимательству — надо не мешать, максимально ограничить влияние и вторжение чиновников во внутрихозяйственную деятельность субъектов. А для этого необходимо в комплексе решить ряд проблем:

- выработать единый регламент действий власти по всем формам обращений граждан в органы муниципальной власти — от правоотношений по поводу предпринимательской деятельности до доступа к муниципальному имуществу, от разрешения на строительство магазина до разрешения на установку гаража. Исключить коллегиальное (без персональной ответственности) принятие решений с тем, чтобы отстранить чиновников от влияния на судьбу обращений граждан и пресечь коррупцию на уровне визирования, согласования и принятия решений;

- отменить все контрольно-надзорные функции администрации города (районов), документооборот и отчетность предпринимательских структур перед органами муниципальной власти, осуществляемые сверх установленных федеральным законодательством норм и требований;

- запретить осуществление проверок субъектов хозяйственной деятельности сотрудниками органов муниципальной исполнительной власти без особого мотивированного распоряжения главы муниципального образования;

- обеспечить бесперебойную работу общественных приемных по жалобам граждан во всех районах города.

Пора выйти из тени!

Только перечисленных мер достаточно, чтобы реанимировать задыхающийся от взяток и проверок полусерый орловский бизнес. К слову, о «теневой» составляющей. Выйти из тени нашему бизнесу, по большому счету, мешает само чиновничество. Это ему платятся взятки за резолюции на документах, это проверяющим отдается «такса» за «хороший акт», клеркам выплачиваются «откаты» за доступ к бюджетным заказам и т. д. Естественно, что при «белой» бухгалтерии таких платежей не осуществить. А потому взятки в конвертах бизнесмены успешно совмещают с зарплатами себе и своему персоналу в конвертах, ведь источники средств и мотивы одинаковы. Если чиновник не платит налоги со взяток, стоит ли платить их предпринимателю?

Мы глубоко убеждены, что при пресечении коррупции могут и должны заработать механизмы, стимулирующие вытеснение «серых» зарплат в сфере бизнеса. Расчеты показывают, что, если условие «платить зарплату наемным работникам на уровне средних доходов по городу» внести на паритетных началах в договора с предпринимателями на аренду муниципальных земель, нежилых помещений, в договора на поставку товаров и услуг на муниципальные нужды и т.д., это даст реальный и значительный экономический эффект для города. Повысятся размеры официального заработка, возрастут суммы подоходного налога, который целиком идет в местный бюджет, люди получат гарантированный соцпакет и возможность вести прозрачные кредитно-денежные отношения, оживится товарооборот. Предприятия с «белыми» зарплатами будут котироваться выше, и к ним будут вынуждены «подтягиваться» другие бизнес-структуры.

Продолжение в следующем номере.

20 марта 2006, 22:00  8625

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Первая полоса"