НАУЧИТЬ ПРОТЕСТУ



  Наша образовательная система больна произволом. С утратой существовавшего до 1917 года обращения «господин студент» утрачено уважительное отношение не только к студентам, но и к преподавателям. Исчезло и старорежимное понятие «вечный студент», что соответствует исчезновению многих прав студентов.

  В большинстве учебных заведений Орловской области вряд ли можно развить чувство собственного достоинства и ответственность за себя. у нас не учат говорить правду власти и отстаивать свои интересы. У нас обучают молодежь существовать в недемократичных условиях и тем самым воспроизводят условия для существования авторитарного режима и неэффективной, неконкурентоспособной экономики. Пройдя тоталитарную школу, ее выпускники комфортно себя чувствуют лишь в условиях авторитарных систем, но им трудно приспособиться к условиям рынка, где нужно проявлять инициативу, творчество, предприимчивость и уметь отстаивать свои интересы перед власть имущими.
  Любые предложения по реформированию учебного процесса на основе демократических принципов затаптываются почти сталинскими сапогами - как и в добрые старые времена, процедура остракизма состоит в переходе от рассмотрения аргументов по существу вопроса к переходу на личность и «вываливанию» на человека доносов и нелепых обвинений. Бюрократическая система управления в образовании доведена до уровня нарушения прав человека. Там, где должна висеть инструкция, сидит высокооплачиваемый чиновник и «рулит» по своему усмотрению. В результате, к примеру, унизительные многочасовые очереди студентов к декану из-за действия недемократичной нормы, согласно которой студент, имея задолженность по одному предмету, например, по физкультуре, не допускается к сдаче экзаменов по другим предметам.
  Ректор переизбирается на свою должность без критики и обсуждения университетских проблем, поскольку уставом не предусмотрены альтернативные выборы. А еще вуз – родина малого совета. Так называется ученый совет, состоящий из одних административных работников…
  Можно ждать 100 лет в надежде, что окрепнет гражданское общество, которое научится контролировать власть. Другой подход заключается в том, чтобы учить этому детей в школах и университетах.
  Нужна, очень нужна реформа системы образования. И прежде всего надо внимательно изучить нормативные акты, регламентирующие учебный процесс, изменить все положения, допускающие возникновение бюрократического произвола.
  Население страны бесправно по многим причинам, но в том числе и потому, что оно безграмотно в правовом отношении. Система образования должна организовать ликвидацию правовой безграмотности учащихся. А еще, на мой взгляд, детей нужно учить цивилизованным формам протеста и гражданского неповиновения.

Владимир ХАРЛАМОВ,
профессор ОрелГТУ
.

14 марта 2005, 22:00  1500

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Жизнь"