ПОРТРЕТ НА НЕПРИГЛЯДНОМ ФОНЕ. О культурном наследии Орла



В середине марта две картины кисти неизвестных мастеров 19 века были выставлены в одном из залов орловского краеведческого музея. Их извлекли из запасников перед отправкой на реставрацию. Одно полотно – портрет болховчанина Ф.Г. Шестакова, купца и мецената. На другом портрете – никому не известная дворянская семья. У этих картин одно общее – плачевное состояние, в котором они находятся.

Болховский купец Филипп Григорьевич Шестаков, живший двести лет назад, умел и капитал приобрести, и правильно им распорядиться: старался не только для собственной мошны, но и для общества. Будучи попечителем Спас-Преображенского собора, денег на храм не жалел – в лучших традициях русского меценатства. А чтобы потомки не забыли заслуг Шестакова перед родным городом, запечатлел купца на холсте неизвестный провинциальный художник. И вот спустя два века смотрит на нас с портрета неулыбчивый человек с резкими и даже суровыми чертами лица. Сразу видно, что при жизни был он серьезным и деловым – такие ни слов, ни денег на ветер не бросают. Высокий статус болховского купца подтверждает и украшающая грудь золотая медаль на Владимирской ленте. Такие медали император Александр I учредил специально для купечества. А вот костюм мецената глаз не радует. Добротный купеческий кафтан весьма потерт, а в некоторых местах сквозь дыры даже просвечивает солнце. Конечно, в бытность свою богатый попечитель Спас-Преображенского собора в подобном виде уж точно не щеголял. Дело тут вовсе не в костюме, а в полотне, затертом до такой степени, что солидный купец предстает перед зрителями в столь непрезентабельном виде.

Портрет краеведческий музей приобрел несколько лет назад у потомков болховского купца, живущих сейчас в Киеве. Полотно уже тогда находилось не в самом лучшем виде, но отреставрировать его музейщики возможности не имели. А ведь работа неизвестного художника представляет несомненный художественный и историко-культурный интерес как яркий образец архаичной провинциальной живописи. Интересна и вторая картина, выставленная на обозрение. Семейный портрет – сплошная загадка. Неизвестно имя художника, написавшего его, неизвестно, что за семья изображена на холсте, неизвестно даже, является ли картина фрагментом большого полотна или отдельным произведением искусства. Более или менее определенно можно утверждать одно: портрет написан в первой трети 19 века – на дамах надеты платья именно тех времен, примерно такие носила Наташа Ростова.

На фоне поднятого над окном красного бархатного занавеса неизвестный художник изобразил трех женщин: две из них совсем юные, третья – постарше. По-видимому, мать и дочери. За занавесом открывается городская панорама: купола храма, набережная, мост через реку. Что за город находится за окном, пока тоже остается загадкой. Предположительно, это может быть Санкт-Петербург, но ничего утверждать специалисты музея не берутся.

Одухотворенные, прекрасные женские лица, выписанные в лучших традициях русского классического интимного портрета, возвращают зрителя во времена Рокотова и Левицкого. Нежный цвет кожи, персиковый румянец, глубокие темные глаза молодых дворянок, наполненные тихим счастьем. Впрочем, семейная идиллия изрядно подпорчена: полотно сильно затерто, правого нижнего угла практически нет, а нежное лицо одной из девушек обезображено пятнами, оставшимися от облупившейся краски.

Картина попала в музей после революции – примерно в 1919 – 1921 гг., по всей видимости, из одного из дворянских поместий либо из городского дома. Конечно, перипетии революционных лет сохранению картины не способствовали, да и несколько десятилетий, проведенных в музейных запасниках, тоже сказались на произведении искусства не лучшим образом.

Живопись, она ведь, как человек: без ухода и лечения болеет и даже может погибнуть. Провинциальный же музей лечить картины не имеет возможности – нет ни денег, ни «докторов» — реставраторов. Спонсоров искать здесь уже давно не пытаются: желающих раскошелиться на сохранение культурного наследия пока не находится. Скудных же средств, изредка выделяемых федеральным и областным бюджетом, хватает лишь на то, чтобы кое-какие экспонаты подновить собственными силами. К живописи это не относится. Реставрировать картины в Орле невозможно не только из-за отсутствия специалистов. Необходимых условий (лабораторий, мастерских и оборудования) тоже нет. В столице – пожалуйста, но для этого опять же нужны деньги. Но, видимо, орловским «культурным» чиновникам и богатым предпринимателям, землякам купца-мецената Шестакова, давать денежки на холсты двухсотлетней давности жалко. А вот соседи из Липецка оказались щедрее и…культурнее. Представители липецкого ОАО «Лебедянский» сами вышли на руководство орловского краеведческого музея и предложили спонсорскую помощь. Деньги, пусть и небольшие (50 тыс. руб.), музей уже получил. А значит, появилась и возможность отреставрировать хоть что-то. Выбрали именно эти две работы. Правда, специалисты Всероссийского реставрационного центра им. И.Э. Грабаря говорят, что меценатских денег хватит лишь на реставрацию одного полотна. Чтобы восстановить второе, музею придется искать дополнительные средства.

Два портрета – лишь малая песчинка в огромном море музейных экспонатов, нуждающихся в реставрации. В краеведческом таких сейчас около 25 тысяч (!). Но выбор именно этих произведений весьма символичен. «Семейный портрет» — принадлежность русской усадебной культуры, которую, как и сами дворянские усадьбы, уничтожила пришедшая на смену «золотому» 19-му веку «цивилизация смерти» века двадцатого, изобилующего революциями, войнами и массовыми убийствами. Та же «цивилизация» разрушила и красивейший храм, опекаемый некогда болховским купцом Шестаковым. В новом веке храм, правда, восстановили, а память о меценате из Болхова так и осталась бы погребенной в музейных запасниках, если бы в соседней области не нашлись добрые люди. Липецкие предприниматели, а не земляки Филиппа Шестакова, оказались достойными продолжателями его дела. Думаю, Филиппу Григорьевичу за орловчан и на том свете стыдно: совсем обнищали – и материально, и духовно. Видно, и впрямь порвалась связь времен.

15 марта 2007, 12:43  3192

Комментарии

Ещё из раздела
"Жизнь"