ВОДА, МОЛОКО И НЕФТЯНЫЕ ТРУБЫ



  Под видом натуральных продуктов стратегические инвесторы, приглашенные губернаторской командой поднимать перерабатывающую и пищевую промышленность Орловщины, погнали на рынок сомнительного качества суррогаты. Призыв Строева «Покупайте орловское!» за границей области не популярен.

ХРЯЩЕВАТАЯ ТУШЕНКА

  Года два назад в рамках инвестиционного соглашения в Мценске был введен в эксплуатацию крупнейший в стране мясоконсервный комбинат и на его базе создано ЗАО «Орелпродукт». Московский инвестор — компания «Главпродукт», 100 процентов акций которой принадлежат некоему богатому господину, — потратил 500 миллионов рублей, чтобы выпускать здесь каждую четвертую банку тушенки в стране.
  Появление нового мясоконсервного завода эксперты оценивали скептически - и без этого, по мнению президента Российского мясного союза М. Мамикояна, около 45% установленного в России оборудования по выпуску мясных консервов простаивает. Да и животноводство в регионе переживает не лучшие дни. Но менеджеры «Главпродукта» строили свои планы на продажах продукции, прежде всего, таким основным потребителям тушенки, как армия и пенитенциарные учреждения. Началась борьба за лидирующие позиции, агрессивная маркетинговая стратегия с привлечением электронных СМИ. Цены на тушенку приятно удивляли, будучи на несколько рублей дешевле, чем у других производителей. Тот же, кто сомневался в качестве продукта, был посрамлен золотой медалью, полученной «Орелпродуктом», читай - «Главпродуктом», на дегустационном конкурсе в Первопрестольной.
  Все бы хорошо, если бы не «черные списки» торговых инспекторов. Недавно «Финансовые известия» сообщили о сногсшибающих результатах проверки, проведенной Госторгинспекцией Московской области. Оказывается, при выработке «мясных» консервов ЗАО «Орелпродукт» вообще не использует... мясо! Были обнаружены лишь сухожилия, хрящи, жировая ткань, соевый белок и другие пищевые добавки.

МИМИКРИРУЮЩАЯ СГУЩЕНКА

  Но качество продукции это одно, а алгоритм «инвестиций» - совсем другое. «Главпродукту» наши власти включили «зеленый коридор», и вот уже Верховский молочноконсервный комбинат попал в сферу влияния поистине креативного инвестора. Доподлинно известно, что сейчас уже около 50 процентов акций этого предприятия приобретены тем же самым богатым московским господином. И трубный голос по радио, заметьте, в Красноярске, стал вещать: «Требуйте, чтобы сгущенка от «Главпродукта» была в вашем магазине. Вы имеете на это право!»
  После ознакомления с результатами проверки орловской сгущенки красноярской Госторгинспекцией желающих требовать эту продукцию в далекой Сибири поубавилось. Мало того, что инспекторы забраковали ее как некачественную, так еще выяснилось, что «Главпродукт» маскирует растительную «сгущенку» под натуральную, ставя на ней ассортиментный знак натурального молока — 76!
  «Оценили» красноярские эксперты и вкусовые качества сгущенки с сахаром «Юбилейная». В ней хоть и 8,5% жирности, но в составе — низкосортное кокосовое масло. В пищевой промышленности нигде, кроме России, оно не используется. Применив его, «Главпродукт», конечно, существенно удешевил продукцию. Но удовольствия никакого — вкус масла все равно чувствуется. Сама «тянучка» серого (вместо белого) цвета, неоднородной консистенции.
  А «Сгущенка вареная» вообще, как оказалось, делается из молочно-растительных продуктов, имеет вкус сильно пережженного сахара и темно-коричневый, несвойственный ей, цвет.
  Но, может быть, красноярские инспектора слишком привередливы? Нет, им вторят и специалисты Госторгинспекции Челябинской области, по мнению которых орловские консервы относятся вообще не к молочным, а молочносодержащим продуктам.

НЕ ПЕЙ, БРАТЕЦ, ВОДИЦУ…

  Иногда приход бизнеса в область сопряжен с амбициозными планами губернатора и его команды, позволяющими кормиться и инвестору, и местному «дольщику» за счет налоговых льгот и преференций. И тогда интересы потребителей и предпринимателей вообще расходятся по принципу: «мухи отдельно, котлеты отдельно…» Так получилось с компанией «Орел-Ойл», широко известной в Орле и соседних регионах своей эксклюзивной водой «Корсаковская»: расфасованная питьевая вода из скважины в далеком Корсаковском районе, усиленно рекламируемая по местному телевидению как нечто сверхчистое и космическое, оказалась сродни водопроводной. Но продавали ее по ценам, сопоставимым со стоимостью минеральной воды. И хотя уже давно действует СанПин для воды, расфасованной в емкости, новый сертификат «Орел-Ойл» не спешил получать. Узнав об этом из нашего материала «Водопроводная вода приносит деньги. Иногда», Орловский центр стандартизации, метрологии и сертификации организовал проверку. В результате контрольно-надзорных мероприятий выяснилось, что из восьми образцов воды, расфасованных в емкости по 1 литру и взятых на пробу, три являются неблагополучными в бактериологическом отношении. Руководству ООО «Орел-Ойл» выдано предписание о прекращении выпуска воды питьевой негазированной «Корсаковская» объемом 1 литр до устранения выявленных нарушений. Не слабо для продукции, внесенной орловскими чиновниками в перечень обязательных товаров местной торговой сети!
  Впрочем, некоторые особо впечатлительные эксперты усматривают в провале «Корсаковской» иной, нефтяной, аспект. Срок квот ООО «Орел-Ойл» на нефть заканчивается, новых губернатор в нынешней ситуации вряд ли добьется. И бизнес просто собирается «утекать» из региона - зачем в таком случае сертификаты?
  ...Судьбоносное постановление «О стимулировании инвестиционной деятельности в Орловской области» даже не камуфлирует основной вывод: без инвестиций извне область рухнет. Но не пошатнулась ли уже она при таких инвесторах?

13 сентября 2004, 22:00  2176

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Экономика и власть"