САМООБЛАЖАЛИСЬ? Чиновники нашли тумбочку, где можно взять деньги на муниципальную реформу



  Бюрократизация всей страны, о которой так долго мечтали чиновники всех мастей, свершилась! С 1 января чиновников будет невыносимо больше, их зарплаты намного выше, бумагооборот интенсивнее, а хождение людей по коридорам власти — бесконечным и мучительным.

СМЕЛО МЫ В БОЙ ПОЙДЕМ

  С 1 января вступает в действие 131-й закон — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его можно сравнить с шоковой терапией, которую на нас апробировали в начале девяностых.
  Те, кто придумал реформу местного самоуправления, уверяют: она нужна, чтобы чиновников приблизить к народу, чтобы граждане перестали писать жалобы президенту каждый раз, когда надо починить канализацию или засыпать ухабы на дороге. Но начинание сильно смахивает на игру из русской народной сказки про вершки и корешки. Только там мужик дурил медведя, а сейчас косолапый символ «Единой России», похоже, решил отыграться и подурить мужика. Надо заметить, что исполнительная власть и законодатели двух третей российских регионов разглядели в законе подвох, придя к выводу, что люди не выдержат бремени реформы, и решили повременить с его реализацией. Однако орловская власть вызвалась быть в числе первопроходцев.
  По мнению местных чиновников, на Орловщине имеется все необходимое для успеха: создана двух-уровневая система власти, приняты соответствующие законодательные акты, определены границы поселений, идет работа по разграничению полномочий и так далее. Об одном забыли: наделять муниципальные образования какими бы то ни было полномочиями бессмысленно, если у них нет реальных финансовых средств, которыми они могли бы распоряжаться для развития своих территорий и защиты прав жителей. Председатели поселковых и сельских Советов, с которыми довелось поговорить на эту тему, откровенно признаются: «Не знаем, что будем делать с нового года».
  Заместитель губернатора г-н Михайлов признает: самоуправление, основанное только на дотациях и субвенциях, – совершеннейший абсурд. Местное самоуправление сейчас – обычная фикция. У него нет и не было никогда ничего, кроме печати. По своей сути, это не власть, а многочисленные мелкие клерки — регистраторы бумаг и жалоб. В сельской местности, чтобы решить самый ничтожный вопрос, во все времена ходили просить либо руководителя хозяйства, расположенного на территории, либо районное начальство. Одного не сказал большой начальник: откуда в январе 2006 года в районах возьмутся деньги?
  К примеру, расходы в Верховском районе в 2006 году составят 173, 5 млн. рублей. Но сколько бы ни тужились, сколько бы по сусекам ни скребли, больше 38, 5 млн. дохода не наскребут. И как «самоуправляться»?
  Краснозоренское муниципальное образование – одно из самых крупных в районе. Это восемь населенных пунктов и более трех тысяч жителей. Как показывает прогноз, бюджет даже при идеальных условиях больше чем на треть здесь не обеспечат. Из необходимых 5,2 миллиона рублей соберут примерно 1,9. А откуда взять? С прибылью работает только спиртзавод. Все остальное производство убого, 70 процентов сельскохозяйственной продукции производится на крестьянских сотках и в сараях. Технологическая основа – вилы, ивовая плетушка, непосильный физический труд. В общем, средневековый уровень производительности труда. И где взять деньги на нужды муниципалитета, кто их даст?
  Говорят, зарабатывать нужно будет самим. И, на первый взгляд, механизм есть. Так, в следующем году в поселковый бюджет будут поступать налоги на землю и имущество граждан, десятина от подоходного налога и треть от сельскохозяйственного. Немало, если есть кому и где работать. Но из каких доходов будет формироваться районный бюджет, например, Дмитровского района, если уже полностью развалились кирпичный и сушильный заводы, неясна судьба Упороевского спиртзавода, на ладан дышит и вот-вот прекратит свое существование фабрика нетканых материалов? А какие налоги можно взять с работающих на райпищекомбинате, если средняя зарплата здесь 1228 рублей? С кого будут брать деньги в Соломинском сельсовете того же Дмитровского района? Из 745 живущих большая часть — пенсионеры, а те, кто работает в агрофирме «Мичуринской», вот уже три года не получают зарплату.
  Не лучше картина в Знаменском районе. По словам начальника райфинотдела администрации Л. Цикало, сельхозпредприятия вообще не платят налоги, в том числе и подоходный. Долг — два миллиона рублей. То есть не платят тот самый налог, из которого теперь должна формироваться доходная часть местного бюджета!
  А как обеспечить различные социальные выплаты в Мценском районе, где относительно приличная производственная база, если с каждым годом бюджет уменьшается, как шагреневая кожа? Здесь уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных доходов не превышает 32 процента. При этом динамика такова: собственные доходы в 2004 году составляли 66 миллионов рублей, в этом году не превысят 49 млн., а прогноз на будущий год – 28. И так повсюду, какой район ни возьми.

МЕТОДОМ РЕВОЛЮЦИОННОГО МАТРОСА

  Из 260 муниципальных образований на собственные деньги смогут кое-как сводить концы с концами только три, остальные живут на дотации и субвенции из областного и федерального бюджетов. В следующем, «реформаторском», году, чтобы окончательно не скомпрометировать саму идею местного самоуправления, на поддержку местных бюджетов депутаты областного Совета решили выделить четверть областных доходов — примерно 2,7 млрд. рублей.
  Глава администрации Мураевского сельского Совета Сосковского района С. Газукина, приехав с областного совещания 25 октября, где обсуждались вопросы подготовки реформы, взялась за карандаш и подсчитала сумму, которая достанется ее муниципалитету из этих денег. Результат таков: бюджет останется на уровне нынешнего года. А этого хватает лишь на зарплату самих работников сельской администрации, налоги на нее и прочие мелкие расходы типа канцтоваров. По признанию главы администрации, клубы — в неприглядном состоянии, библиотеки и того хуже, водопроводные сети полностью изношены, а медпункты не соответствуют современным требованиям. Где ей найти недостающие средства на благоустройство сел и деревень?
  Похоже, опять у граждан. На совещании этот тезис запустил в массы тот же г-н Михайлов: «… Современный этап развития местного самоуправления предполагает активное участие граждан в решении вопросов местного значения…». Ноу-хау на ура поддержало чиновничество. И не только поддержало, но и претворяет в жизнь. Депутаты Мценского городского Совета уже приняли постановление, которое закрепило за властью право привлекать деньги граждан для благоустройства и развития инфраструктуры города. В других местах подобные акты готовят. Новый налог будет называться «самообложение граждан». На деле все будет выглядеть так: когда жители какой-нибудь деревни в очередной раз напишут жалобу на отсутствие воды, дороги, света и т. д., их соберут и скажут: «Ради вашего же счастья вам надо сначала самообложиться, так что гоните денежки, мужики».
  Вам не чудится отряд красноармейцев с примкнутыми к винтовкам штыками, которые в те не столь далекие времена приходили в деревню и облагали данью каждую овцу, цыпленка, яблоню и сарай?

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

  Многие сегодняшние главы местного самоуправления сидят на своих местах много лет. Им нипочем любые преобразования. Главный принцип – не перечить начальству. Они готовы снять с себя ответственность за все и вся на своих территориях. Если передача полномочий требует денег, а вышестоящему начальству не хочется выпускать из рук финансовые рычаги, значит, чтобы угодить, надо отказаться от тех полномочий, которые дает реформа самоуправления. В Хомутово, например, когда встал этот вопрос, депутат С. Овчинников предложил оставить всю власть (в данном случае — деньги) главе района. Депутаты его дружно поддержали, был только один против. Власть такие очень устраивают. Более того, оставить на посту тех, кто хорошо себя «зарекомендовал», – задача предстоящих выборов. Недавно прошедшие в Глазуновском и Ливенском районах голосования показали, что притока свежих людей не будет. Население выбрало старые партийные кадры. Тех, кто и референдум организует как надо, и стопроцентное голосование за нужных людей из партии власти обеспечит, и реформу проведет.
  Конечно, когда народ начнут «самооблагать» по полной программе, он поймет все подводные камни муниципальных «преобразований». Но не будет ли поздно?
  ... Не так давно на совещании в Шаблыкинском районе обсуждался вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности использования районного бюджета». Докладывала начальник райфинотдела О. Гурова. Слов «воруют», «набивают карманы», «злоупотребляют» чиновница не произносила. Были более благозвучные выражения: «нецелевое», « нерациональное использование бюджетных денег». А дело вот в чем: одна из школ района перебрала лимит по оплате счетов за электроэнергию. Всегда платили 8 тысяч, а тут на тебе – целых 12. Стали разбираться. Оказалось, что в котельной школы ушлые коммерсанты установили сварочные аппараты и начали ремонтировать частные автомобили. По признанию начальника райфинотдела, довольно часто практикуется в бюджетных организациях списание денег за потребленный бензин без снятия показаний спидометра, а работники администрации норовят купить канцтовары в магазине, где нет кассового аппарата. Таков вот бюджет. Но разве был кто наказан за грубые финансовые нарушения или кого заставили вернуть незаконно потраченные деньги?
  Увы, новый закон этих вопросов тоже не решит. А потому могу предположить, что сколько граждане будут самооблагаться, столько же проводники реформ и будут воровать, то бишь «нерационально использовать деньги». Боюсь, что при таких гребцах лодка под названием «муниципальная реформа» потонет, даже не успев выйти в открытое плавание.

7 ноября 2005, 22:00  2107

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Экономика и власть"