СОВСЕМ ЗАЛАТАЛИ... Плохие дороги или умные дураки?



На декабрьской сессии 2005 года депутаты Орловского горсовета вдруг попросили журналистов удалиться из зала. Довольно долго то, что обсуждалось за закрытыми дверями, было скрыто завесой тайны. Затем началась предвыборная гонка, и на страницах официальных СМИ один за другим стали появляться сенсационные материалы, объединенные общей темой: был найден тот «дурак», из-за которого орловские дороги стали просто отвратительными.

НУ И КТО ТУТ КРАЙНИЙ?

Стрелочником оказался В. Фрайда — бывший депутат горсовета, человек, который последние восемь лет возглавлял четыре реорганизованных друг в друга, но юридически разных предприятия: «Орелкоммунстрой», ДМУП «ДРСУ», МУП «Орелгордорремстрой» и МУП «ДЭУ». Якобы именно в стенах последнего предприятия и рождались, а также с успехом выполнялись планы по разрушению орловских автодорог.

В декабре 2005 года экс-мэр В. Уваров подписал постановление о реорганизации МУП «ДЭУ». Фактически предприятие присоединили к другому МУПу – «Спецавтобазе по санитарной очистке города», возглавляемому действующим депутатом горсовета С. Себякиным. А бывшего директора В. Фрайду обвинили в «неумении выживать в условиях рыночной экономики», после чего он уволился «по собственному желанию».

Прошло четыре месяца. Что-то изменилось на орловских дорогах? Их состояние по-прежнему вызывает истеричный смех у местных водителей и издевательский у гостей областного центра. Правда, на днях начальник городского управления коммунальным хозяйством (МУ «УГКХ») И. Бунов объявил, что во время экологического месячника будут отремонтированы аж семь тысяч кв. метров городских дорог. Но знающие люди усмехнулись: семь тысяч квадратов – это суммарная площадь двух городских мостов.

Несправедливо было бы утверждать, что только в Орле дороги – плохие. Но минувшей зимой наши дорожники отличились: стали закладывать выбоины... красным кирпичом. В оправдание С. Себякин объявил об отсутствии средств на так называемый «холодный» асфальт, а г-н Бунов объяснил действо плохой погодой.

Пришла, наконец, весна, на улице потеплело, и на дорогах рабочие в оранжевых жилетках начали выковыривать кирпичи. Мало кто сомневается: пройдет пара недель, и выбоины появятся снова, причем в тех же самых местах.

Прописная истина: ямочный ремонт – это пустая трата бюджетных средств. Поэтому, например, в Калуге такого понятия, как ямочный ремонт, нет. Все имеющиеся средства местные дорожники пускают исключительно на ремонт капитальный. А выполняется он настолько качественно, что потребности в ямочном просто нет. В Брянске и Смоленске так далеко еще не зашли, но и там более 60 процентов тратят на «капиталку». В Орле ситуация совершенно иная. В 2004 году доля ямочного ремонта составила 86 процентов, в 2005-м – 95 процентов. Кроме того, в последние четыре года в городе вообще не велось строительство новых дорог, десять лет – ливневых канализаций. Почему?

МАНИ, МАНИ, МАНИ…

Городское дорожно-эксплуатационное управление было создано в 2003 году. Соответствующее постановление подписал тогдашний мэр В. Уваров, возложив на предприятие ответственность за благоустройство городских территорий. В постановлении мэра так и сказано: «создано в целях увеличения объемов строительства и реконструкции автодорог города и других коммунальных объектов, эффективного использования имеющегося муниципального имущества». На деле никакого увеличения объемов не получилось, хотя предпосылки к тому, казалось, были. МУП «ДЭУ», например, самостоятельно выпускало асфальтобетонные смеси, песок и щебень, тротуарную плитку и поребрик, что должно было существенно снизить расходы и себестоимость работ.

На протяжении ряда лет так и было. Предприятие работало рентабельно, а объемы выполненных работ были сравнимы с соседними регионами. Например, в 1999 году ямочный ремонт орловских дорог составлял всего 18 процентов от общего объема. При этом дорожники силами двух собственных заводов тогда выпустили 66 тысяч тонн асфальта при максимальной мощности 98 тысяч тонн, что позволило заасфальтировать 375 тысяч кв. метров дорог (а не 7, как в этом году). Эти достижения обошлись казне в 36 миллионов рублей.

Затем производственные показатели начали медленно, но неуклонно снижаться. В 2000 году асфальта выпустили уже 40 тысяч тонн, в 2001-м — 34 тысячи. На этом уровне дорожники продержались еще три года, а в 2005 году произошел резкий спад. Показатели рухнули катастрофически: «дэувцы» асфальта выпустили всего 13,3 тысячи тонн, а заасфальтировали 70 тысяч «квадратов» дорог. На предприятии начались массовые сокращения – уволили 160 человек и стремительный рост кредиторской задолженности, в том числе по налогам.

У каждого следствия есть своя причина. В данном случае выявить ее несложно, если проследить динамику бюджетного финансирования предприятия, за счет которого оно и жило. Итак, с 2000 по 2002 годы совместными усилиями областная и городская казна выделяли МУП «ДЭУ» по 44 миллиона рублей в год, в 2003-м — 47, а в 2004-м — 49 миллионов. Учитывая инфляцию и рост цен на материалы, нетрудно подсчитать, что при формально ровном и равном финансировании оно из года в год сокращалось. Особенно заметно это в сравнении с теми же соседями. Например, в 2004 году, последнем, когда МУП «ДЭУ» сработало с небольшой прибылью, брянские власти выделили своим дорожникам 67 миллионов, калужские – 77, а смоленские – 78.

Можно, конечно, было бы сказать о том, что перечисленные города крупнее Орла, если бы там финансирование тоже ежегодно урезалось, а не увеличивалось. Но соседи почитали за благо тратить на ремонт дорог все больше денег, а у нас шли иным путем, урезая дорожную квоту до критического минимума.

ЧТО ЗАКАЗЫВАТЬ БУДЕМ?

Прошлой весной экс-мэр В. Уваров подписал постановление «О перспективе дорожного строительства и ремонта дорог на 2005 год». Согласно этому документу муниципальный заказ для МУП «ДЭУ» составил… 8 миллионов рублей. Область добавила еще 23 миллиона. На эти деньги дорожники должны были не только отремонтировать имеющиеся городские дороги, а их протяженность составляет 400,3 километра, но и построить новые. Для сравнения: на ремонт внутридворовых дорог, доля которых составляет не более десяти процентов от общей транспортной сети города, в том же 2005 году мэрия выделила 27 миллионов рублей. Но не дорожникам, а… отвечающему за их состояние коммунальному МУП «ЖРЭП», руководимому А. Левиным. Разница очевидна, но труднообъяснима. Хотя бы потому, что своих сил и средств на освоение этих деньжищ у МУП «ЖРЭП» нет, поэтому им приходится искать подрядчиков на стороне.

В марте прошлого года на столы губернатора Е. Строева и мэра В. Уварова лег прогноз финансового плана работ МУП «ДЭУ» на 2005 год. В нем директор В. Фрайда обрисовал безрадостную картину, ведущую, по его мнению, к неминуемому краху. По самым скромным подсчетам, для безубыточной работы предприятию требовалось 87 миллионов рублей. Чтобы получить их, В. Фрайда просил увеличить муниципальный заказ до 50 миллионов рублей, а также отдать выполнение «левинского» заказа по ремонту внутридворовых территорий МУП «ДЭУ», а не частным подрядчикам. Это позволило бы убить сразу двух зайцев: дорожники получили бы средства, а бюджетные деньги остались бы в казне, а не ушли в частные руки. Другое предложение руководства «ДЭУ»: чтобы заводы не простаивали без дела, позволить продавать асфальт сторонним организациям. Это существенно поправило бы финансовые дела дорожников и значительно снизило бы себестоимость работ. Например, при выпуске партии не более 20 тонн цена одной тонны асфальта составляет 3745 рублей, а при выпуске 100 тонн – 1243… Но предложения отклика не нашли. Как оказалось, это и стало началом конца.

МУП «ДЭУ» – организация, полностью зависимая от мэрии, в частности, от «УГКХ», без распоряжений которого фактически не могла и шагу в сторону ступить. Управление ведало не только заказами дорожников, но и самостоятельно закупало для них материалы. К чему это привело? К тому, что в прошлом году из-за неритмичной поставки материалов по договорам, заключенным МУП «ДЭУ» с «УГКХ», асфальтобетонный завод простоял без дела семь месяцев из двенадцати. Предприятием не было выпущено запланированной продукции на сумму более 11 миллионов рублей. Поразительно, но продавать асфальт другим организациям «ДЭУ» по-прежнему было строго запрещено. Еще шесть миллионов «ДЭУ» потеряло прошлой зимой. Работа дорожников носит сезонный характер – пять месяцев в году они занимаются ремонтом техники и лишены возможности зарабатывать деньги. По идее, эти расходы должно возмещать «УГКХ», но их «повесили» на само предприятие. Кроме того, управление отказалось финансировать выполнение так называемых внеурочных работ – когда от «ДЭУ» требовали «к утру» починить ту или иную дорогу в преддверии торжественных дат – еще восемь миллионов.

Не нашло «УГКХ» и денег на модернизацию цеха по выпуску тротуарной плитки. На это требовалось всего 400 тысяч рублей, но... управление предпочло покупать ее у частных фирм из Ливен и Белгорода, отдавая за это миллионы бюджетных рублей. Видимо, все это вкупе и называется умением выживать в условиях рыночной экономики. Впрочем, недавно на рабочем совещании новый мэр А. Касьянов, проанализировав работу «УГКХ» по итогам прошлого года, назвал это иначе — «огромными недоработками».

КТО ПОДСТАВИЛ КРОЛИКА РОДЖЕРА?

Две недели назад на пресс-конференции, организованной горсоветом для местных СМИ, В. Уваров в очередной раз поставил себе в заслугу ликвидацию МУП «ДЭУ» и сообщил журналистам о том, что, по последним данным, долги дорожников составили не 14, как озвучивалось ранее, а 29 миллионов рублей. Якобы теперь это дает основание для начала процедуры банкротства МУП «ДЭУ».

А ведь в декабре прошлого года В. Уваров объяснял депутатам, что причина его решения о присоединении МУП «ДЭУ» к Спецавтобазе — необходимость сохранения предприятия, чтобы имущество дорожников из-за долгов не пошло с молотка! Теперь же часть имущества уже выставлена на продажу, в том числе самый лакомый кусок, имевшийся в МУП «ДЭУ», — производственная база, построенная шесть лет назад за счет собственных средств предприятия.

В последнее время у «ДЭУ» не хватало средств на ее эксплуатацию. Поэтому руководство предприятия несколько раз выступало с предложением ее продать. Вырученные деньги позволили бы решить все финансовые проблемы. Но всякий раз из мэрии приходил ответ, подписанный первым замом мэра В. Глуховым: «учитывая большие потребности в строительстве и ремонте дорог города, считаем необходимым сохранить муниципальный имущественный комплекс». Однако, как только директор В. Фрайда оставил свой пост, база была включена в список муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2006 году. А сумма, за которую планируется ее продать, намного ниже рыночной стоимости…

Говоря о МУП «ДЭУ», В. Уваров также отметил, что главное – «провести правильный аудит». Должно быть, он знал, о чем говорил: в период с сентября по декабрь прошлого года МУП «ДЭУ» проверили пять (!) раз, а в этом году – уже дважды. Сначала это сделали специалисты финансового управления мэрии, потом городского контрольно-ревизионного управления (КРУ) и независимой аудиторской компании. Ничего, кроме незначительных бухгалтерских недочетов, они не нашли.

Тогда по личному указанию губернатора Е. Строева на проверку были направлены специалисты областных КРУ и счетной палаты. А после того, как и они ничего нового не накопали, на смену им явились сотрудники управления по борьбе с налоговыми преступлениями УВД области. Итогом и стала операция «по спасению» от банкротства предприятия, которое сейчас банкротят.

Что ждет орловские дороги в этом году с новым руководством? Ассигнования из городской казны — 14,2 миллиона рублей. На что их хватит? Как сказал начальник «УГКХ» И. Бунов на рабочем совещании в присутствии А. Касьянова, мало на что. Потому как только на содержание мостов и путепроводов необходимо 18 миллионов, а для того, чтобы привести в порядок городскую транспортную сеть, — более 70. Значит, нормальных дорог орловцы не дождутся.

27 апреля 2006, 00:56  2379

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Экономика и власть"