БЕЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР МОЖЕТ ОТДЫХАТЬ



В ходе осуществления предпринимательской деятельности вы обязательно будете проверены инспекцией по налогам и сборам, или, как чаще говорят, налоговой инспекцией. Ее права определены в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах России», кроме того, права и обязанности сотрудников налоговых органов, а также порядок осуществления ими проверок и привлечения лиц к ответственности установлен Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).

Инспектор по налогам и сборам имеет право:
1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее—органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.
5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и иных обязательных платежей в бюджет.
7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания.
Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.
8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном НК РФ.
9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ.
10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
- о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
- о взыскании необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

1. Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли (выездная проверка), обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа. В случае если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, а следовательно, в соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.
2. Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся вашей финансово-хозяйственной деятельности, и провести изъятие документов на основании письменного мотивированного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции.
Таким образом, например, сертификаты, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен. Истребование, выемку и изъятие документов налоговый инспектор обязан осуществлять в порядке, установленном ст. 93 и 94 НК РФ.
3. Некоторые налоговые инспекторы при проверке тетради учета индивидуального предпринимателя требуют ежедневного выведения ассортиментного остатка товара (т. е. требуют, чтобы предприниматель ежедневно указывал в тетради остаток каждого в отдельности вида товара). Эти требования неправомерны.
В торговле всегда велся и ведется суммарный учет товаров, а не количественный. Отчет в торговле составляется с учетом стоимости товаров, реализация выражается в денежном выражении (выручка) (для этого у предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККМ, существует кассовая книга или кассовый журнал) и остаток выводится в денежном выражении.
Для установления остатка в количественном выражении проводится инвентаризация материальных ценностей, назначением которой и является установление фактического наличия товара. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода (квартала) предоставляются плательщиками единого налога на вмененный доход в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (квартала). Таким образом, исходя из смысла вышеизложенного, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны проводить учет товаров один раз в квартал.
4. В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы могут налагать штрафы за административные правонарушения, предусмотренные статьями 15.1 КоАП РФ (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций), 15.2 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) и 14.5 КоАП РФ в части продажи товаров, выполнения работ либо оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Следует помнить, что согласно примечанию в ст. 2. 4 КоАП РФ предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как должностные лица.

28 июня 2004, 22:00  2178

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Консультант"