''Я БОЛЬШЕ НЕ ЧЕЛОВЕК ХХI ВЕКА''. Орловские богатыри живут по законам предков



Дубовые врата древнерусской крепости остаются позади. Тесно и крепко стоят плечом к плечу русские воины, а по широкой степи темной тучей рассыпается дикая татарская орда. Еще мгновение, и сойдутся два войска в бешеной схватке… Такие сны снятся необычным людям, которые в свободное от работы и забот время собираются вместе, погружаясь в неведомые глубины забытой истории.

– Все началось в 1996 году, когда я познакомился с Валерой Пановым – рассказывает руководитель орловского клуба военно-исторической реконструкции «НОВИК» Дмитрий Коренев.– Мы сошлись на почве любви к масштабному моделированию. Собирали модели боевой техники – танков, самоходных установок, самолетов. Увлекались так серьезно, что не раз устраивали выставки. Но этого было как-то мало. И однажды мы подумали: а почему бы не создать группу, которая занималась бы настоящей исторической реконструкцией?

Реконструкторы – это люди, которые играют в «войнушку», забыв, что уже не дети. Но воссоздание ими баталий – вершина айсберга. А до этого идет серьезное изучение исторических событий. Участники сами шьют одежду, изготавливают латы и доспехи.

– Движение реконструкторов имеет давние корни, – рассказывает Д. Коренев. – Оно возникло в начале шестидесятых в США, во время традиционных празднований победы Севера в войне с Югом. Молодые американцы решили воссоздать эпизоды сражений тех лет. Идея прижилась, потому что для многих это был единственный способ уйти от суеты современного техногенного мира. Затем увлечение перекочевало в Европу, в конце восьмидесятых добралось до СССР. Но до сих пор отношение к этому занятию в России и Европе разное, что выражается даже в названии. У нас его называют военно-историческая реконструкция, а в Европе – культурно-историческая. Потому что они реконструируют облик и образ жизни не только воина, но и крестьянина, бюргера, лавочника, воссоздают целые города и деревни. А для нас это пока очень дорого.

Идея в умах орловских энтузиастов зрела четыре года, еще год они выбирали тематику. Орловцы остановили выбор на середине и второй половине XVI века – эпохе Московского царства и времени основания Орла. Этот сегмент российской истории мало изучен, о нем почти не написано книг и научных трудов, не снято фильмов, поэтому многое пришлось постигать самим.

– Не могу понять, почему историки и этнографы с таким равнодушием относятся к истории Руси средних веков, – говорит Д. Коренев. – Может, виноваты в этом огромные потери в Великой Отечественной войне? Конечно, на фоне 27 миллионов погибших полторы тысячи взятых в плен в XVI веке русских жителей – сущие пустяки. Но ведь все население Орла тогда составляло полторы тысячи человек! То есть в полон уводили почти всех. Я поразился, подсчитав, что из пятидесяти лет, которые мы взяли за основу для своей работы, только четыре года для Орла были спокойными. Остальные прошли в войнах...

Орловцам не у кого было перенять опыт. В России лишь два объединения – из Москвы и Саранска – интересуются историей времен второй половины XVI века. Поэтому можно говорить, что наши земляки – одни из первопроходцев. Выбор темы напрямую сказался на выборе названия клуба.

– Вообще, новики – это дети из посадских дворян, которые поступали на воинскую службу в 15 лет, – рассказывает Д. Коренев. Мы в своем деле тоже были новики, так и появилось название «НОВИК». Но это еще и аббревиатура – неформальный орловский военно-исторический клуб. Позже появилась еще одна версия – неформальное объединение военных историков и краеведов.

Такая аббревиатура появилась не случайно. Несмотря на то, что реконструктором может стать любой, кто по-настоящему этим увлечен, знания играют первостепенную роль. Недаром каждый из четырех членов «НОВИКа» – настоящий историк, хотя профессионально этим занимается только Дмитрий Коренев. Реконструкция – не забава, а целая наука, которая (почему бы и нет?) когда-нибудь станет полноценной составляющей фундаментальной истории. Ведь она досконально изучает быт, образ жизни и события стародавних времен.

– Сначала смотрели «исторические» фильмы, – вспоминает Д. Коренев. – Но быстро от этого отказались, потому что нет хороших достоверных исторических фильмов.

Нужную информацию собирали буквально по крупицам, тщательно прорабатывая детали и перепроверяя их по другим источникам. Работали, в основном, со старинными миниатюрами и гравюрами, а также с оригиналами костюмов, смотреть на которые ходили в музеи, а то и просто рассматривали музейные каталоги. Изучали описания иностранцев.

Кстати,в среде реконструкторов требования к «нарядам» выдвигаются жесткие – будь ты стрельцом или татарским воином. Каждая деталь должна быть выверена. Недаром на крупных мероприятиях требуется представить паспорт костюма, в котором обязательно должны быть указаны источники, по которым шился костюм. А без документов он превращается в обычный маскарадный наряд.

– Все шьем сами, стараясь делать это так, как делали наши предки, – рассказывает Дмитрий Коренев. – Отдавать шить костюм профессиональному портному нельзя. Важен сам процесс, осознание того, что, делая костюм, ты прикасаешься к истории, трогаешь ее руками. Сначала было очень непривычно, но тут нам помог Валера Панов. Он профессиональный закройщик и кое-чему нас научил.

Одежда, которую шьют члены клуба, практична и, как и пятьсот лет назад, создана для удобства, а не для моды. Недаром один из «новиков» – Роман Ступин – однажды после окончания реконструкции не захотел снимать кожаные кауши и менять их на современные туфли – уж очень хорошо было в них ногам. Изготавливаются наряды, кстати, с применением технологий того времени, которые были предельно просты: шили без современных изысков кроя, без машинок, обычной грубой нитью и иглой, как правило, из кусков сукна и шерсти. Полтысячи лет назад ткань красили зверобоем, корой крушины и всем известной луковой шелухой. «Новики» красят так и сейчас, но, в отличие от пращуров, используют не дубовые бочки, которые сложно поместить в квартире, а ванны. В остальном технология соблюдается очень строго.

– Все должно быть естественно: зрителя не обманешь, он сразу видит ряженого, – объясняет Дмитрий Коренев. – И очень важно вжиться в образ, а не просто надеть на себя кафтан. Уже когда шьешь, начинаешь проникаться духом того времени, пытаешься мыслить так, как мог мыслить твой «герой». На перевоплощение порой уходят целые месяцы. Затем одеваешь сшитый тобой костюм, смотришь в зеркало и понимаешь – все! И выражение лица уже не то, и образ мыслей, движения, походка не те. И говоришь себе: я больше не человек XXI века, я – человек XVI века.

«Новики» утверждают, что испытывают ни с чем не сравнимые чувства, когда выходят на представление. Они с удовольствием дают восхищенным мальчишкам пощупать свои одежды и подержать в руках свое оружие. Они ходят и разговаривают так, как когда-то это делали наши предки. А затем, на радость собравшимся, затевают небольшие сражения. Тоже, надо сказать, занятие не для слабых. Чтобы с легкостью крутить тяжелой саблей или топором, нужна хорошая физическая подготовка. Говорят, что и без травм не обходится, хотя они, к счастью, случаются редко.

Что движет ими, какая сила заставляет посвящать «забавам» себя, свое время и деньги?

Вроде, взрослые, уважаемые люди, а играют в детскую с виду игру. Кстати, некоторые из них всерьез считают, что они просто «не доиграли» в детстве в солдатиков. А иные верят в реинкарнацию и в то, что когда-то они уже жили в далеком XVI веке, и теперь ими движут смутные воспоминания, чудом сохранившиеся то ли на генетическом уровне, а то ли на уровне души.

– Я всегда говорю, что мы – люди ненормальные, – улыбается Дмитрий. – Наверное, больше все-таки нами движет любовь к истории, ну а затем уже возможность уйти от действительности, от окружающих проблем и того стремительного бега, который присущ современному миру. Кто-то берет рюкзак и отправляется в поход. А мы одеваем кафтаны и берем в руки старинное оружие, например, помазан, идем на опушку леса, живем в тех условиях, в которых жили наши предки, варим пищу так, как варили они, охотимся и работаем так, как делали они.

Ну а как же коммерция? – сразу напрашивается вопрос. Ведь удовольствие «поиграть в солдатиков» выливается в круглую копеечку, а деньги и на наряды, и на оружие, которое на заказ по эскизам изготавливают тульские кузнецы, приходится тратить свои, кровно заработанные, выгадывать их из невысокой зарплаты. Никто «новиков» не спонсирует, ни в какие бюджетные программы они не входят, все строится на голом энтузиазме. Хотя просто начать зарабатывать на своих представлениях. Например, разыграть сражение для толстопузого сынка какого-нибудь местного олигархика. Неплохой, думается, получился бы подарок на день рождения – необычный, стильный, дорогой.

– Бывают предложения, – кивает головой Дмитрий. – Но мы не соглашаемся. Реконструкция вообще этого не приемлет. Мы свободны, и нам не хочется от кого-либо или от чего-либо зависеть…

В своем увлечении «новики» стремятся донести правду о тех временах, которые пытаются в точности воссоздать. Дело не в самих даже фактах, а в том духе, в силе и патриотизме, которые мы со временем начинаем утрачивать.

– Многие события оказались несправедливо забыты, – считает Д. Коренев. – Например, Судьбищенская битва. Мало кто о ней знает, а ведь ее важность трудно переоценить. Это 60 тысяч татар с одной стороны и всего 8 тысяч русских с другой, сошедшихся в кровавой схватке. И русские в той битве одержали победу, трое суток сдерживали врага. А ведь у татар в то время была одна из самых высокоорганизованных армий в мире. И если мы победили прекрасно обученного и вооруженного противника, значит, в нас что-то есть! Недаром Фридрих Великий говорил, что русского мало убить, его надо еще и повалить...

Есть у «новиков» мечта – они грезят о временах, когда реконструкция займет свое место в государственной политике воспитания молодежи, когда люди научатся ценить свою историю, извлекать из нее уроки и примеры. Они уверены в том, что могут помочь родной Орловщине возродить и наладить туристический бизнес и привлечь своими выступлениями туристов из других регионов России, а там, кто знает, может, и из других стран. Желания у них – хоть отбавляй, а вот поддержки пока никакой нет. «НОВИК» – не секретная организация, он открыт для всех: и для спонсоров, и для тех, кто захочет вступить в клуб.

За справками можно обратиться по телефонам: 72-03-29 – Коренев Дмитрий Михайлович и 45-16-45 – Панов Валерий Валерьевич.

5 октября 2006, 07:20  2425

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Жизнь"