ОТЧЕГО У РЕБЕНКА СТРЕСС? Естественная защита от перегрузок



Ваш ребенок пошел в школу после каникул отдохнувший и даже с энтузиазмом. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9-10 часов, часто жалуется на усталость и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть…

Все эти признаки указывают на то, что скорее всего ваш ребенок пребывает в состоянии стресса. А такое состояние ослабляет организм и увеличивает риск развития заболеваний. Медики называют стрессом «набор» сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивается постепенно, в несколько стадий.

Первая стадия. Прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Но постепенно нагрузки делают свое дело, и ребенку становится труднее.

Вторая стадия. «Активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться. Наверняка вы припомните случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу. Но вы, конечно же, пресекали все его попытки «выпустить» пар.

Третья стадия. «Пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, «выступать» и покорно радует вас успехами или расстраивает двойками. Хронический стресс разрушителен.

Четвертая стадия. Проявляется бесконечными болезнями. Статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями - 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.

Если жизнь ребенка представляется вам сплошным праздником, если вы сомневаетесь в том, что ваш ребенок испытывает огромные перегрузки, загоняющие его в состояние дистресса, просто поставьте себя на его место.

Начнем с того, что детский «рабочий» день фактически длится столько же, сколько и у взрослых: уроки в школе плюс домашнее задание. А теперь представьте, что каждый день ежечасно (на каждом уроке) вы ждете, что вас вызовет начальник и вам придется отчитываться, да так, чтобы не стыдно было. Время от времени это состояние усугубляется ожиданием масштабных проверок ваших профессиональных качеств начальством (экзамены, открытые уроки, городские контрольные и т.д.). Добавьте к этому придирающихся по мелочам учителей, сложные, зачастую конфликтные отношения с одноклассниками, претензии домашних, которые, казалось бы, должны поддержать и понять, и т.д. Тогда и вовсе каждый день превращается в пытку. И сколько бы вы продержались в таких условиях?

Но дети терпят: одни — чтобы не расстраивать родителей, другие — из страха получить нагоняй, третьи искренне считают, что взрослым перечить нельзя. Но согласие с предложенным режимом вовсе не значит, что они не испытывают дискомфорт. Организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать «статус-кво». Но ресурсы его небезграничны. И у всех они разные. Одним досталась крепкая нервная система и хорошая способность к восстановлению. Другим повезло меньше.

Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса? Исключить вероятность заболевания. Причиной быстрой утомляемости, рассеянности, частых ОРВИ могут быть гельминтозы, анемия, хронические инфекции. Чтобы определить причину, надо обратиться к врачу и сдать анализы.

Если анализы в порядке, значит, «виноват» хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения. А вот снять с ребенка дополнительные нагрузки вы обязаны. Не стоит совсем отказываться от кружков и секций: они вносят в жизнь разнообразие. Просто надо оставить те, что ребенку в удовольствие. И не надо пугаться, если одно увлечение сменяется другим.

Не ругайте его за не слишком, по-вашему, хорошую успеваемость. Рассеянность, невнимательность – с одной стороны, естественная инстинктивная защита от перегрузок, с другой – их следствие. Равно как и агрессия и сопротивление.

Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой. Именно физкультурой, а не спортом: катайтесь на лыжах и коньках, устраивайте велосипедные прогулки, летом плавайте.

Обратите серьезное внимание на питание ребенка. Старайтесь кормить его повкуснее, готовьте ему любимые блюда. Они должны содержать все необходимые ребенку компоненты и в достаточных количествах.

Советуем включать в ежедневный рацион ребенка:

Дары моря: морскую рыбу (пикшу, камбалу, морского окуня, треску), крабы, креветки, кальмары, морскую капусту.

Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям, в том числе и хроническим; фосфор и кальций, незаменимые для костей и зубов, особенно в период роста, для предупреждения мышечной слабости.

Свеклу, красную и белую фасоль, семечки подсолнуха и тыквенные, шпинат, горох.

Чем полезны: содержат магний, незаменимый для поддержания энергообмена, укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

Печень утиную, куриную, телячью, говяжью, изделия из муки грубого помола, курагу, чернослив, сок из моркови и граната. Чем полезны: содержат железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной системы и повышения энергетического тонуса организма.

Витамины и минералы. В настоящее время в аптеках большой выбор витаминных комплексов как отечественного, так и импортного производства.

Чем полезны: обеспечивают суточную потребность растущего организма детей в необходимых витаминах, макро- и микроэлементах, в частности, железа, меди, марганца и йода. Стимулируют умственное развитие ребенка и помогают справляться со школьными нагрузками. Увеличенная дозировка витамина С, а также наличие компонентов-антиоксидантов оберегают от сезонных простудных и инфекционных заболеваний.

1 марта 2007, 12:10  1865

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Будте здоровы!"