ЗАО `ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ`. Бояться надо не людей, а экономических экспертиз. Они всегда беспристрастны



Завершена очередная экспертиза экономики регионов, которую провело рейтинговое агентство АК&М при поддержке Совета Федерации. После анализа работы в 2006 году составлен рейтинг кредитоспособности российских регионов. Уровень относительной кредитоспособности Орловской области еще более сократился. С 50-го места в 2004 году мы переместились на 61-е. После нас Республика Марий Эл, Дагестан…

НЕТ, РЕБЯТА, А ПУЛЕМЕТ Я ВАМ НЕ ДАМ…

Один из важнейших показателей экономического потенциала региона — объем его долговых обязательств. О способности эффективно платить по долгам судят по такому показателю, как отношение суммы долга к его доходам. Очевидно, что чем больше долг, тем выше риск неисполнения обязательств. Отношение государственного долга Орловской области к доходам бюджета составляет 50,03%. Иными словами, половина собственных доходов области, то есть 1/ 2 от сумм всех налогов, в том числе и подоходных, сборов, арендных и земельных платежей, по крупицам соскребаемых с налогоплательщиков, должна идти на погашение долговых обязательств области. Такая долговая нагрузка очень велика и депрессивно отражается на экономическом состоянии региона. Впрочем, если регион экономически перспективен, а долговые обязательства возникли лишь вследствие подготовки к «взрыву» инвестиционных притоков, открытию рентабельных производств, масштабному росту валового внутреннего продукта и налоговых поступлений, то и 20- и 30-процентные долговые «гири» на бюджете могут быть экономически оправданны и целесообразны. Однако, и это понятно любому орловцу, такой «лепоты» нам не светит: об открытии мощных бизнес-проектов речи не идет, а «заманиваемые» инвесторы все больше «косят» от налогов, нежели активно отдают их в областную казну. А потому сравнение ситуации с областями-соседями нам не на пользу, область на 72-м месте и в значительном проигрыше:

Субъект РФ Отношение объема долга к объему доходов бюджета без учета
финансовой помощи из федерального бюджета, %
Липецкая область
Владимирская область
Курская область
Ивановская область
Смоленская область
Тамбовская область
Калужская область
Воронежская область
Рязанская область
Тульская область
Белгородская область
Орловская область
3.90
6.35
3.48
10.28
11.04
12.88
13.74
17.37
17.74
21.31
23.05
50.03

ЛИБО ЧЕСТЬ, ЛИБО ДОЛГОВАЯ ЯМА

Структура государственного долга Орловской области очень любопытна. Из 2,8 млрд. руб. задолженность перед Минфином за ОАО "Орелагропромснаб" - 1,6 млрд. руб. Под гарантии областной власти десять лет назад через это предприятие был взят крупный кредит под проект "Пшеница-2000". Агропромснаб, в числе учредителей которого числился, как областной государственный капитал, так и частная доля гражданки с фамилией Михалева, возглавлял председатель совета директоров - нынешний вице-губернатор Николай Цикорев.

Его коллегами значились ректор-сельхозник Николай Парахин, "столыпинское светило" Анатолий Судоргин, руководители районных администраций Азаров, Тарнавский, Аверкиев, Тарасов, что нисколько не повлияло на успешность проекта. Кредит не возвращен. Деньги потрачены. Растениеводство и животноводство парализовано. Пару лет назад администрация Орловской области передала "Пшеницу-2000.

Орел" в доверительное управление Fedcom агрохолдингу, принадлежащему жителю Монте-Карло (Монако) Алексею Федорычеву. Областные рупоры раззвонили, что компания обязалась построить свинокомплексы, завод по синтезу глюкозы и фруктозы, пивоваренный завод, отремонтировать предприятия по переработке и хранению зерна и рапса, а также привести в нормальный вид ремонтные мастерские и базы хранения горючего, увеличить посевные площади холдинга до 180 тыс. га. Под гарантии российского правительства в Deutsche Bank участники проекта получили кредит в 58 млн. евро. Но потом, как описывают очевидцы, ситуация стала похожа на фарс. Кто-то в нетрезвом состоянии сломал комбайн Dominator, стоимость которого почти равна месячному бюджету района, на полях он работал. После того как на транспортер упал кусок штукатурки с потолка, высокопродуктивную и тоже дорогую мельницу заклинило. Да и качество зерна оказалось хуже, чем ожидали: вместо высококлассной продовольственной пшеницы почему-то росло много дешевой фуражной. В довершение всего из-за дефолта 1998 года и изменения курса евро сумма долга по кредиту выросла примерно в пять раз. Федорычев к проекту "остыл". Долги же "Агропромснаба" по-прежнему висят на области.

КАРТОННОЕ КОРОЛЕВСТВО

Из 8,95 млрд. рублей бюджета-2006 более 3,2 млрд. рублей - безвозмездные поступления, т.е. федеральные дотации, субвенции, трансферты. Показателем качества и эффективности экономики региона является уровень собственных доходов регионального бюджета. Это тот самый критерий независимости области от федерального центра. Орловская область - хронически дотационный регион, сидящий на "финансовой игле" поступлений извне. Здесь ситуация двоякая. Зависимость от несвоевременного поступления дотаций в областной бюджет перманентно велика. Ведь гипотетически существует риск обрушения исполнения обязательств Орловской области по долгам и доведение ситуации до бакротства и введения внешнего управления областью, а это - и политическая, и экономическая несвобода региона. С другой стороны, если доля собственной доходной части бюджета мала, то это говорит о неблагоприятном бизнес-климате, малом количестве прибыльных налогоплательщиков, о засилии слабых низкорентабельных предпринимательских структур.

Доля собственных доходов в общем объеме доходов, %

Субъект РФ Доля собственных доходов в общем объеме доходов, %
Вологодская область
Липецкая область
Ярославская область
Белгородская область
Смоленская область
Рязанская область
Тверская область
Тульская область
Курская область
Орловская область
92.29
92.23
85.41
81.20
74.86
72.14
71.75
70.84
70.63
64.09

Начислить налоги и собрать их в бюджет - две большие разницы. Причин недоимок и недоплат может быть множество - от недостатков налогового администрирования до хронической неплатежеспособности предприятий-должников. Вполне понятно, что доля задолженности по налогам в общем сборе налоговых платежей по области - важнейший показатель. Ведь он не только определяет качество функционирования налоговой системы, но и характеризует механизм формирования денежных потоков в бюджет. Именно налоги - основа доходов бюджета любой области. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей в Орловской области составляет 20,3%, а в Липецкой и Белгородской областях, например, - чуть более 7% . То есть в орловский бюджет не поступает каждый пятый рубль налогов. А если взять за основу отчет о поступлении налогов в областной бюджет в 2006 году - 5,6 млрд. рублей, то становится ясно, что речь идет о недополучении казной более миллиарда рублей дохода. Вот они - средства на доплаты "детям войны", на ремонты дорог, на пособия молодым семьям. Говоря о недосборах налогов, уместно вспомнить о "замечательной" практике банкротств, которые "уводят" долги предприятий - любимцев областной администрации в черные дыры налоговых недоимок. Впрочем, и минимизация налогов и некомфортные условия для ведения бизнеса предопределили достаточно низкий уровень прибыльных предприятий. Их в Орловской области чуть более 60% от общего количества.

ОДНИ ДЕЛАЮТ ВИД, ЧТО ПЛАТЯТ. ДРУГИЕ НЕ ДЕЛАЮТ ВИД

Орловская область значительно отстает от соседей по уровню жизни населения:

Среднедушевые денежные доходы

Субъект РФ Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц
Ярославская область
Липецкая область
Тверская область
Смоленская область
Калужская область
Белгородская область
Тамбовская область
Курская область
Воронежская область
Тульская область
Брянская область
Орловская область
5913.4
5510.0
5447.3
5364.1
5332.4
5279.2
5143.8
5111.6
5038.5
4827.0
4729.6
4667.2

Низкий уровень доходов, в свою очередь предопределяет и низкие объемы поступлений в областной бюджет подоходного налога - он составил в прошлом году 1,77 млрд. руб. Областная власть пыталась привлечь фискальные органы к политике шантажа и давления на налогоплательщиков, заставляя их перейти на "белые" зарплаты. Но неофициальные издержки на сопровождение бизнеса (иными словами, вымогательство взяток) в Орловской области, по оценкам экспертов, составляют до 20% от себестоимости предпринимательской деятельности, что неминуемо требует двойной бухгалтерии. В результате чиновники не отказываются от взяток, вынуждая бизнесменов ловчить с наличными деньгами, а те в свою очередь не отказываются от "серых" зарплат, раз "им-то все можно".

ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ. ЗАЧЕМ?

Говорить об инвестиционном "прорыве" в Орловской области с придыханием и слезами умиления, пожалуй не может уже никто, кроме одного человека. Нынешняя одиннадцатая ярмарка инвестиций - как одиннадцатый осиновый кол, забитый в красивые и эпатажные прожекты. Пророчества глашатаев пресс-службы областной администрации об Орловской области как о форпосте рыночных реформ и фонтанирующих золотых потоках в бюджет, как обычно, не сбылись. Подавляющее большинство "инвесторов" канули в Лету, "смылись", обанкротились, "сняли последние рубахи" с замызганных, как картежная колода, сельских хозяйств и производственных объектов. Те, кто остался "заниматься бизнесом", еще и берут с нас за это деньги - так у нас называется "инвестиционная политика" в области, когда "инвесторов" освобождают от налоговых платежей. Двадцать, тридцать, сорок миллиардов рублей! Таковы суммы инвестиционных соглашений губернатора с олигархами. Чиновники не могут называть суммы меньше предыдущих, и счет "доходов", привносимых "инвесторами идет на десятизначные цифры. Но, к сожалению, весь блеф открывается. Когда берутся за основу классические экономические показатели эффективности инвестиционной политики в регионе. Например, сумма инвестиций в основной капитал на душу населения в нашей области - всего лишь 10,2 тысяч руб. Мы на 62-м месте в Российской Федерации. Перед нами Удмуртия, Карачаево-Черкесия, в пять раз больше - Вологда, в три - Еврейская АО, вдвое - Хакасия. Позади нас - Бурятия, Ингушетия, Адыгея, Тыва.

НУЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ В ЧУЖИХ КАРМАНАХ? ДА, ЕСЛИ ЭТО НАШИ ДЕНЬГИ

Утяжеленный и бюрократически ориентированный аппарат является крупнейшим пожирателем бюджетных средств. В 2006 году на функционирование центрального аппарата высших органов исполнительной власти Орловской области, местных администраций и правительственных резидентов в регионе потрачено около 194 млн. руб., а на социальное обслуживание всего населения области - всего 173, 3 млн. руб. Отдельной строкой областного бюджета идет сумма пенсионного обеспечения - 32,5 млн. руб. Это покажется странным, ведь пенсии финансируются из Пенсионного фонда России. Именно так, в областном же бюджете речь идет о доплатах к пенсиям госслужащих Орловской области и муниципальных служащих. Построенное под себя любимых местное законодательство дает право на доплаты к пенсиям, в разы превышающие суммы рядовых пенсионеров- ветеранов тыла, труда, детей войны.

На государственную поддержку издательств и СМИ затрачено 45,7 млн. руб. - естественно, эти деньги никогда не дадут материальной выгоды области, они предназначены для прославления успехов областного руководства и лично губернатора. Но есть и средства, которые выделены из бюджета в качестве кредитов, например, 330 млн. руб. ОАО АПК "Орловская нива". Срок возврата этого долга увеличен до 30 лет. За это время или "падишах умрет, или ишак сдохнет". "Нива" "дышет на ладан" уже давно, как бы ни пыталась "прикрывать" ее областная власть. Даже в период "звездности" и показов ее правительственным чинам как образца хозяйствования этому агрохолдингу хвастать было нечем. А ведь тогда реальные итоги агрохозяйствования тщательно скрывались.

Агрохолдинги и основные экономические показатели сельскохозяйственных организаций, входящих в их состав (2001 г.)

Число с/х организаций, ед. Среднегодовое число работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел. Площадь с/х угодий, тыс. га Выручка от реализации сельхозпродукции и услуг, млн. руб. Прибыль от сельскохозяйственной деятельности, млн. руб. Просроченная кредиторская задолженность, млн. руб.
ОАО "Орловский агрокомбинат"
22 11,9 350,7 941,8 159,5 941,8
ОАО АПК "Орловская нива"
27 10,8 337,9 561,9 53,7 109,4

Орловский агрокомбинат уже "сдох", унеся с собой в могилу долги и опосредованные через него сделки, в том числе по строительству дома вице-губернатора Виталия Кочуева в пос. Знаменка. Теперь же очередь за "Орловской нивой" - тоже свидетеля немалых перипетий с уводом собственности, земель и финансовых потоков. Очевидно лишь одно, уже сейчас "Орловская Нива" неплатежеспособна. Ее руководитель максимально переводит имущество на свое "физическое имя" или продает, как всегда это делают накануне ухода со своего поста. Примером тому - продажа гражданином Судоргиным А.С. акций ОАО "Магазин "Москва".

КОМУ ПЕРЕПАЛО ИЗ НЗ?

Достаточно интересна и информация о расходовании резервного фонда коллегии Орловской области в 2006 году. Например, накануне выборов в областной Совет директору школы №35 (Рабочий городок - эпицентр избирательного округа, по которому шел представитель "Единой России" Павел Меркулов) из областного бюджета вдруг оказывается приличная материальная помощь. А ведь совсем незадолго, баллотируясь депутатом городского Совета, Анна Скоблякова представила декларацию о своих весьма небедных доходах. Открыта завеса и над стоимостью "народной забавы" - организации ярмарки-инвестиций. Ни много ни мало - под 650 тысяч руб. кровных народных денег.

Двести тысяч целковых "утекли" на издание "Красной книги Орловской области". О красоте богатого переплета, как можно судить по сумме издательского проекта, узнать пока сложно, книги нет в продаже. И прочитать "красный список", куда, как обещали авторы, войдут некоторые грибы, лебедь-шипун, змееед и русская выхухоль, никак не получается.

Аналогичной представляется и выделение почти 300 тысяч бюджетных рублей на издание другого кладезя мысли - книги "Динамика и темпы аграрного развития России: инфраструктура и рынок". Симпозиум с таким же названием проходил в области четыре года назад и успешно забыт участниками, так же, как и доклад "хозяина" о "современном этапе развития государства, в частности, при выборе модели реформирования сельскохозяйственного комплекса России". Чем вызвана необходимость тратить казенные средства на неактуальную книгу, непонятно.

Зато вполне ясно, что выделение бюджетных денег в сумме более трех миллионов рублей на приобретение прав долга по финансовому оздоровлению ОАО "Орелрыбвод" скоро отразится на смене собственника предприятия, разводящего рыб, в том числе осетровых пород с его немалым прудовым хозяйством на территории области. Не факт, что за бесценок обанкроченный рыбоводческий комплекс не будет за хорошую цену передан в "хорошие руки".

PS. Централизация управления Орловской областью все больше становится похожа на перевод предприятия из ЗАО (закрытого акционерного общества) в ИП (индивидуальное предпринимательство). Уже не скрыть неэффективность руководства ЗАО "Орловская область". Заканчивается инертный запас движения вперед. Возрос до неприличия бюрократический аппарат. Вместо квалифицированных экономистов и менеджеров реанимировать "проект" пытаются лекари старых учений и откровенные шарлатаны. К бюджету, как к бочке в капустой, подобно братьям-сиротам богадельни из "Двенадцати стульев", припадают все, кто "приписан" при ЗАО. Невозможность совладать с упаднической ситуацией заставляет укреплять деспотию и единоначалие. Ни слова о плохом, ни шага против "главы корпорации". Нет - свободе слова. Нет - свободе мысли. Нет - новым способам хозяйствования. Но надолго ли это? Диалектика все равно возьмет свое.

17 мая 2007, 16:13  3282

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Экономика и власть"