Тульская милиция штрафует орловских предпринимателей



За что торговцы возненавидят Олимпиаду?

Тульские милиционеры поймали орловского предпринимателя на торговле контрафактными футболками с логотипом сочинской Олимпиады .

Иск ко мценскому индивидуальному предпринимателю Денису Соловьеву подали сотрудники ОВД по Белевскому району Тульской области . В исковом заявлении они указали, что во время проведения ярмарки выходного дня в городе Белев в тентовой палатке Соловьева осуществлялась торговля мужскими футболками с длинным рукавом разных цветов, содержащими незаконное воспроизведение товарного знака в виде пятиконечной звезды и надписи «Сочи-2014» . Пять футболок были изъяты и представлены арбитражному суду в качестве вещественного доказательства.

Как следует из пункта 3 статьи 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения . Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными (п. 1 ст. 1515 ГК РФ).

Правообладателем на товарные знаки олимпийской символики является Международный олимпийский комитет (МОК). В России организацией, отвечающей за целевое использование олимпийского бренда, является Автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (АНО «Оргкомитет «Сочи-2014»).

Какой бренд она защищает? Под защитой находится бренд, установленный «олимпийским законом», подписанным в 2007 году Владимиром Путиным. Он гласит, что «под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр» .

Право использовать в своей деятельности, в том числе торговой, олимпийский бренд имеют только компании заключившие договор с оргкомитетом «Сочи-2014». На запрос суда представители оргкомитета пояснили, что лично с ИП Соловьевым оргкомитет не заключал договора на использование указанных товарных знаков при производстве продукции и введении ее в гражданский оборот, а также иным образом не выражал свое согласие на их использование, что автоматически превратило выставленные на продажу футболки контрафактными.

Владельцем исключительных прав на товарный знак, представляющий собой словесное обозначение «SOCHI 2014» , совмещенное с изображением олимпийских колец, а также на товарный знак, представляющий собой белую пятиконечную звезду на синем фоне со словесным обозначением «SOCHI 2014» АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» является на основании свидетельств №316841 и №371239, выданных Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам . Олимпийские товарные знаки зарегистрированы для товаров и услуг с 1 по 45 класс МКТУ, в том числе товаров 25 класса, включающих в себя спортивную одежду.

Предприниматель признал факт нарушения и отделался легким испугом. Он заплатит минимально возможный за такое нарушение штраф в 10 тысяч рублей – по 2 тысячи за каждую контрафактную футболку. Аналогичные случаи фиксируются повсеместно. Товары с олимпийской символикой продаются «на ура». И чем ближе будет Олимпиада, тем выше окажется спрос. Неслучайно первые факты торговли контрафактными товарами с олимпийской символикой были отмечены еще в 2008 году, когда оргкомитет «Сочи-2014» официально еще не владел правами на олимпийские товарные знаки. А первые тендеры на право выпускать экипировку и сувенирную продукцию с логотипами сочинской Олимпиады состоялись в 2009 году. Контрафактную продукцию везут, в основном, из Турции и Китая , который Россия уже обошла по числу вопиющих нарушений при подготовке к проведению Олимпиады.

Как видим, свой вклад в рост числа вопиющих нарушений вносят и орловские предприниматели. Надо ли говорить, что многие из таких правонарушителей на самом деле мало в чем виноваты, так как обычно они заключают договор на поставку определенной партии того или иного товара, например, футболок. В сопроводительной документации обычно не указывается, что за надпись размещена на футболке, а указан лишь цвет, размер и тип изделия, включая материал, из которого изготовлен товар. И как правило, комплектация каждой упаковки на 20-50 футболок делается по принципу "ассорти" : по 5 футболок одного рисунка, 5 другого и т.п.

Таким образом, реальная ответственность должна ложиться на поставщика товара, но ложится на продавца, который становится заложником чужого правонарушения. Это, так называемая "дыра" в законодательстве . Фабрики, мастерские и частные цеха воспроизводят на своей продукции любые изображения, получают сертификат и пускают изделия в продажу. Челночные посредники тащат в Россию через таможню огромные партии товаров, где есть и олимпийская символика и любая другая - и тоже не уязвимы со стороны правообладателей. А закон построен так, что отвечать за все должен тот, кого схватили за руку, то есть конечный продавец , который потом может предъявить исковые требования к поставщику.

В то же время продавец понимает, на какой идет риск, и должен быть готов к проверкам, которых в скором времени наверняка станет значительно больше. Нет ничего проще, чем найти на рынке контрафакт , а это почти гарантированно выигранное административное дело и взысканный штраф, который поступает на счет ведомства, чьи сотрудники выявили правонарушение. Отсюда премии и поощрения. Все это дает повод предсказать, что число проверок и изъятия контрафактного товара увеличится, равно как увеличится производство и ввоз в страну контрафакта с олимпийской символикой.

Но если посмотреть с позиции самих предпринимателей, то 10 тысяч штрафа для них - это тоже самое, что продать товаров на 50 тысяч рублей без наценки, то есть минимум неделю торговать без прибыли. Наказание суровое, но легко и быстро пополняющее бюджет.
Кстати, чтобы получить те же 10 тысяч в бюджет налогами, властям пришлось бы постараться помочь десятку новых предпринимателей открыть торговые точки и начать деятельность. А тут та же сумма с одного и сразу. Есть здесь какой-то перекос и дисбаланс интересов, не правда ли?

Пока же от проверки до проверки предприниматели-торговцы все больше начинают ненавидеть сочинскую Олимпиаду с ее оригинальной символикой и все спортивные бренды, а заодно и все какие есть конфигурации незнакомых изображений, знаков и букв на неспортивных футболках, сумках, бейсболках, кошельках и носках, которые в один "прекрасный" момент, к их удивлению, оказываются эксклюзивной символикой какого-то правообладателя.

21 октября 2010, 14:44  3405

Комментарии

Реклама

Ещё из раздела
"Факты"